Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Кугарчинский район Республики Башкортостан

Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере труда, расследования несчастных случаев

17.04.2017 — 01.01.1970 05:00
19

Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан в 1 квартале 2017 года в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 596 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом традиционно растет количество проверок проведенных во внеплановом порядке - 585 проверок.

Рост внеплановых проверок связан с повышением активности граждан в защите своих трудовых прав, в том числе значительный рост проверок спровоцировало ухудшение ситуации с выплатой заработной платы работникам в установленные сроки. В этом росте также играет роль качественное изменение уровня информационной открытости деятельности государственной инспекции труда, которой способствует появление и развитие электронных сервисов, введение новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений.

В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжается тенденция снижения доли плановых проверок.

Анализ поступивших более 1300 обращений граждан в 1 квартале 2017 года по вопросам нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, позволяет установить наиболее актуальные вопросы, которые возникают при применении работодателями трудового законодательства, это:

нарушения в части оплаты труда - 688 обращений (52%);

нарушения в части оформления и прекращения трудового договора - 347 обращений (26%);

нарушения, связанные с охраной труда и расследованием несчастных случаев, - 66 обращений (5%);

В ходе проведенных в 1 квартале 2017 года всех надзорных мероприятий, в том числе и расследования несчастных случаев на производстве, выявлено 1337 нарушений трудового законодательства.

Анализ выявленных нарушений требований трудового законодательства за анализируемый период позволяет сделать вывод о том, что наиболее частые нарушения допускаются работодателями по вопросам:

  • оплаты труда – 381 нарушение,

  • трудовые договора – 391 нарушение,

  • охрана труда – 305 нарушений,

  • другие вопросы – 260 нарушений.

Оплата труда

Исходя из анализа допускаемых в сфере оплаты труда нарушений наиболее распространенными нарушениями являются:

  • невыплата работникам заработной платы в полном размере (нарушение абзаца 5 части 1 статьи 21 ТК РФ);

  • нарушение сроков выплаты заработной платы (нарушение статьи 136 ТК РФ);

  • невыплата причитающихся средств при увольнении работника (нарушение статьи 140 ТК РФ);

  • нарушение сроков оплаты отпуска (нарушение статьи 136 ТК РФ);

Легализация трудовых отношений

Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о том, что в настоящее время одним из самых распространенных из допускаемых работодателями нарушений по-прежнему является ненадлежащее оформление трудовых отношений либо уклонение от их оформления вовсе. За 1 квартал 2017 года установленный порядок оформления трудового договора наиболее часто не соблюдали работодатели, основным видом экономической деятельности которых является здравоохранение (406 или 96%).

Результатом работы, проводимой Инспекцией в 1 квартале 2017 года, явилось оформление трудовых отношений в установленном законом порядке с 424 гражданами, осуществляющими трудовую деятельность без надлежащего оформления.

Так, при проведении внеплановой проверки в НУЗ «Дорожный центр восстановительной медицины и реабилитации ОАО «РЖД» выявлено 406 работников, работающих без надлежащего оформления трудовых отношений.

Принятыми мерами права работников восстановлены, трудовые договоры оформлены в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Всего в 1 квартале 2017 года за ненадлежащее оформление трудовых отношений 58 работодателей привлечены к административной ответственности по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ на общую сумму 495,5 тыс. руб.

Трудовой договор

Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства, регулирующими порядок оформления и расторжения трудовых договоров, являются нарушения требований:

  • части 2 статьи 57 ТК РФ (отсутствие в трудовых договорах обязательных условий (оплаты труда, условий труда на рабочем месте, определения режима труда и отдыха, даты начала работы, срока действия трудового договора и др.);

  • статьи 67 ТК РФ (не оформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника);

  • части 4 статьи 84.1 ТК РФ (невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, не направление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте);

  • статьи 137 ТК РФ (включение в заключаемые с работниками трудовые договора условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условия о взыскании с работников материального ущерба при увольнении).

Гражданско-правовые договора

В последние годы сложилась практика заключения с работниками договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, оказания услуг и т.д.), а также использование заёмного труда. Работодатели, уклоняясь от предоставления работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, необоснованно заключают договоры гражданско-правового характера. Вместе с тем, в данных отношениях усматриваются признаки трудовых отношений: работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у работодателя; налицо подчиненное положение работника по отношению к работодателю; ежемесячная выплата заработной платы; характер поручаемой работы и т. д.

В связи с тем, что должностное лицо государственной инспекции труда не вправе квалифицировать характер правовых отношений между сторонами, работник или должностное лицо Гострудинспекции вынуждены обращаться в суд. Так, по результатам расследования несчастного случая со смертельным исходом инспектором установлено, что погибший работник состоял с гражданско-правовых отношениях с работодателем. Усмотрев признаки трудовых отношений между сторонами, Гострудинспекция обратилась в суд с иском о признании отношений трудовыми. Решением суда иск Государственной инспекции труда удовлетворен, отношения между погибшим работником и работодателем признаны трудовыми, несчастный случай связан с производством.

Охрана труда и несчастные случаи

В 1 квартале 2017 года государственной инспекцией труда продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в части охраны труда.

Из общего количества выявленных нарушений (1337), выявлено 17 нарушений по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Одним из основных методов снижения уровня производственного травматизма является осуществление планомерных мероприятий по федеральному государственному надзору за состоянием условий и охраны труда в организациях, обеспечение максимального охвата проверяемых предприятий.

Так, в ходе осуществления системных мероприятий по выявлению фактов сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве в 1 квартале 2017 года должностными лицами государственной инспекции труда выявлено и расследовано в установленном порядке 14 сокрытых несчастных случаев на производстве, включая 1 несчастный случай со смертельным исходом.

По оперативным данным в 1 квартале 2017 года произошло 53 несчастных случаев с тяжёлыми последствиями.

Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показал, что в число видов экономической деятельности, с наибольшей численностью травмированных в 1 квартале 2017 года вошли такие виды экономической деятельности как обрабатывающие производства (8 случаев), транспорт (3 случая), торговля (2 случая), сельское хозяйство (1 случай), добыча полезных ископаемых (1 случай).

Анализ показателей распределения количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями в зависимости от вида (типа) показывает, что наибольшее количество происходит по следующим видам (типам).

Несчастные случаи со смертельным исходом:

  • транспортные происшествия – 2 случая (33 %);

  • воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. – 1 случай (около 17 %);

  • падение пострадавшего с высоты – 1 случай (около 17 %);

  • падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и прочие – 1 случай (около 17 %);

Тяжелые несчастные случаи:

  • воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. – 4 случая (50 %);

  • падение пострадавшего с высоты – 3 случая (37 %);

  • падение на ровной поверхности одного уровня – 1 случай (13 %).

Групповые несчастные случаи в 1 квартале 2017 года не зарегистрированы.

Причины производственного травматизма

Анализ показателей распределения количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями в зависимости от причины показывает, что наибольшее количество происходит по следующим причинам.

В несчастных случаях со смертельным исходом:

  • неудовлетворительная организация производства работ – 2 случая (33 %);

  • нарушение правил дорожного движения – 2 случая (33 %);

В тяжелых несчастных случаях:

  • неудовлетворительная организация производства работ – 4 случая (50 %);

  • нарушение технологического процесса – 1 случай (12,5 %);

  • неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест –1 случай (12,5%).

Неудовлетворительная организация производства работ выражается, прежде всего, в несогласованности выполнения работ, в применении опасных приемов, в нарушении правил охраны труда при эксплуатации оборудования.

Таким образом, высокий уровень смертности от организационных причин вызван низким качеством организации работ административно-техническим персоналом, а также отсутствием контроля за работниками.

Для повышения эффективности мониторинга уровня производственного травматизма утвержден приказ Роструда от 05.12.2016 
№ 494 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния и причин производственного травматизма и предложений по его профилактики в Российской Федерации», в соответствии с которым проводится полугодовой анализ производственного травматизма в Российской Федерации.

Специальная оценка условий труда

В 1 квартале 2017 года выявлено 13 нарушений установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах.

Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в указанном периоде при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются следующие нарушения:

  • непроведение работодателями СОУТ;

  • недоведение результатов СОУТ до сведения работников;

  • игнорирование результатов СОУТ при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда при решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.

В соответствии с пунктом 37 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р были проанализированы обязательные требования в сфере обеспечения безопасных условий труда.

Проведенный анализ обязательных требований по вопросам обеспечения безопасных условий труда, установленных отдельными федеральными законами (в том числе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ 
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации) и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними, свидетельствует, что они содержат аналогичные общие обязательные требования по обеспечению безопасности условий труда на рабочем месте, которые содержатся в ТК РФ и иных нормативных правовых актах по охране труда.

 

Меры административной ответственности

В 1 квартале 2017 года уполномоченными должностными лицами государственной инспекции труда наложены денежные штрафы на общую сумму свыше 18 млн. руб., взыскано 12,7 млн. руб.

По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, оформленных должностными лицами государственной инспекции труда, судами приняты решения о привлечении к административной ответственности 114 должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, на общую сумму штрафов более 330 тыс. руб.

В 1 квартале 2017 года уполномоченными должностными лицами государственной инспекции труда направлено в судебные органы в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ 50 протоколов об административном правонарушении за неуплату штрафа в срок, по которым судами принято 47 решений о привлечении к ответственности должностных и юридических лиц.

 

Анализ нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций

В рамках анализа нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, а также по совершенствованию трудового законодательства и практике его применения Федеральной службой по труду и занятости были подготовлены и направлены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проекты следующих федеральных законов:

  1. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)»;

  2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)»;

  3. «О внесении изменения в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации»;

  4. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (по вопросам обеспечения прав сезонных работников);

  5. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части гармонизации с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);

Все указанные проекты федеральных законов проходят процедуры согласования (рассмотрения), в том числе на заседаниях рабочих групп Минтруда России по разработке законопроектов.

В целях дальнейшего совершенствования законодательства в части обеспечения прав работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы с Минтрудом России прорабатываются следующие вопросы:

  • установление персонификации ответственности собственника организации за возникновение задолженности по заработной плате работникам;

  • предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право возмещения за счет средств резервного фонда субъекта Российской Федерации неполученной заработной платы работникам организаций в случае длительности процедуры банкротства, предусмотрев механизм возврата указанных средств за счет конкурсной массы организации - банкрота;

  • увеличения доли средств, направляемых на погашение задолженности по заработной плате, вырученных от реализации предмета залога при проведении конкурсного производства в случае банкротства организации;

  • установления преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (внесение изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации);

  • придание предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений, связанных с оплатой труда работников, статуса исполнительного документа и предусмотрение возможности принудительного списания денежных средств со счетов организации – должника.

Кроме того, в части совершенствования законодательства, в части охраны труда прорабатываются следующие вопросы:

  • внесение изменений в статью 357 ТК РФ дополнения, предусматривающих предоставление государственному инспектору труда полномочия по приостановке во внесудебном порядке эксплуатации неисправного оборудования, агрегатов, объектов, зданий или сооружений до устранения неисправности. Возложить ответственность на генерального заказчика и основного подрядчика за безопасное производство работ субподрядными организациями, что значительно снизит риск производственного травматизма при производстве строительных работ.;

  • определения перечня работ с повышенной опасностью, для выполнения которых запрещено привлекать работников на основании договоров гражданско-правового характера. Установить, что работы с повышенной опасностью перечисленные в специальном перечне могут выполняться только штатными работниками, работающие по трудовым договорам, на которых распространяются требования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.;

  • в перечень работ с повышенной опасностью, для выполнения которых запрещено привлекать работников на основании договоров гражданско-правового характера, необходимо внести следующие работы:

  • работы на высоте (выполняемые без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также выполняемым на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м);

  • работы, выполняемые в водопроводных, канализационных и газовых колодцах;

  • работы, выполняемые в замкнутых пространствах (резервуарах, трубопроводах и т.п.);

  • все виды подземных работ;

  • строительно-монтажные работы;

  • перевозка грузов и пассажиров;

  • подводные работы;

  • работы по эксплуатации сложного производственного оборудования, требующего специального обучения.

  • установление, что при несчастном случае на производстве независимо от степени тяжести повреждений здоровья пострадавшего государственная инспекция труда может проводить комплексную внеплановую проверку деятельности всего предприятия, индивидуального предпринимателя без согласования данной проверки с прокуратурой;

  • разрешение включать в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей хозяйствующие субъекты, в том числе относящиеся к малому предпринимательству, независимо от срока, истекшего со дня их государственной регистрации и окончания проведения последней плановой проверки, при условии, что в предшествующем году в данном хозяйствующем субъекте произошел несчастный случай на производстве со смертельным исходом;

  • установление обязанности органов судебно-медицинской экспертизы по письменному запросу государственного инспектора труда безвозмездно направлять информацию о причинах смерти работника, получившего травму на производстве, и возможному наличию причинно-следственной связи между естественной смертью работника и воздействием на него вредных и (или) опасных производственных факторов.

Судебная практика

За 1 квартал 2017 года должностными лицами Гострудинспекции вынесено всего 876 постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафов, из них обжаловано в судах 26 постановлений, 3 постановления оставлены судами без изменения, по остальным решения не вынесены.

Из 394 выданных предписаний обжаловано в судебном порядке 5 предписаний (решения судов, вступившие в законную силу, по состоянию на 01.04.2017 не вынесены).

  • Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере труда, расследования несчастных случаев